Конспект СпоЧан - Балтийская Федерация Джиу-Джитсу

Конспект СпоЧан

 

Балтийская Федерация Джиу-джитсу

Калининградская региональная общественная организация школа «Конхондзе»

 

 

 

 

 

Курс Чанбара Госиндо

 

 

 

 

 

 

    «Грань, за которой сталь уже не ранит…»

 Б.Г.

 

 

 

 

Калининград

2006 г.

 

1. Спорт Чанбара.

 

Чанбара - вооружённый бой, фехтование (более ранние названия: кэндо, кэн-дзюцу).
     Свободный тренировочный или состязательный бой (спарринг) на любом оружии, включая кинжалы, короткие и длинные мечи, парные мечи, шесты, копья, алебарды и т.д. Основной задачей в любом случае является прежде всего умение сохранить в бою свою жизнь.

Свободный бой это одновременно альфа и омега боевого искусства, он недвусмысленно определяет умение импровизировать в быстро меняющейся обстановке, понимать дух врагов и ситуации, адекватно и точно использовать все возможности для атаки и защиты.

Спорт Чанбара - фехтование на оружии всех видов: кинжалах, коротких и длинных мечах, двуручных и парных мечах, шестах, алебардах и копьях. Само слово "чанбара" (другой вариант русского написания "тямбара") на японском языке имитирует звон ударов мечей.

Прежде боевые искусства ограничивали бой на оружии протекторами и специальными правилами. Современные технологии позволили создать эластичное учебно-спортивное оружие, которым можно наносить удар в полную силу без риска малейшей травмы.

Бесценный практический опыт и огромное удовольствие свободного боя стали многократно доступнее. Так на рубеже третьего тысячелетия дух защиты жизни с оружием в руках воплотился в Пути оружия - изначальном спорте, свободном фехтовании Спорт Чанбара.

 Гармония мира, мечта миллиона лет - это Спорт Чанбара!

 

2. История

 

Моментом появления на свет Спорт Чанбара, известного в народе под названием “Спочан”, можно считать публикацию брошюры в 1971 г. автором Тэцундо Танабэ – тем, кто стоял у истоков, а в настоящее время является президентом. В основном брошюра была посвящена «Приёмам самозащиты».

Количество последователей преумножалось. А спустя два года, в 1973 г., открылась Всеяпонская Федерация Госиндо (само-защиты), которая в конце 1970-х гг. переросла в Международную Ассоциацию Спорт Чанбара. Проводились соревнования, сначала не большого масштаба, велось обучение.
В настоящее время количество членов-игроков достигло трёхсот тысяч, а число официально признанных инструкторов составляет порядка четырёх тысяч.
Спорт Чанбара обучают в Японии повсюду: от Хоккайдо до Кагосима на Кюсю. Компетентность местных ассоциаций растёт и они проводят собственные соревнования.

3. Классификация матчей и мечей

 Состязающихся можно классифицировать следующим образом:

1

кинжал танто

45 см

2

короткий меч кодати

60 см

тёкэн рётэ
длинный меч, двуручный хват

100 см

4

тёкэн фри
длинный меч, свободный хват

100 см

5

нито рю
два меча в обеих руках

100 см + 60 см

6

татэ кодати
небольшой щит и короткий меч

+ 60 см

7

шест бо

200 см

8

пика яри, алебарда нагината

190 см

 

1

Упомянутые выше предметы вооружения имеют отношение к одиночным поединкам на турнирах.
Существует много разных способов игры Спорт Чанбара. Например, Тайсэн – поединок один на один; Рансэн – поединок групп, причем группа из нескольких человек может состязаться с одним; Кассэн (командный матч) – состязание команд однинаковой численности, например, тридцать на тридцать или пятьдесят на пятьдесят, последнее было известно под названием Икуса и было употребительно в прошлом.
Если имелась разница по физическим данным и ловкости, как в случае поединка взрослых против подростков, допускается применять оружие неодинаковой длины – мечи Эмоно. Например, при Кодати (60 см) против Тёкэн (100 см) разница компенсируется.
Если взять исключительный случай – поединок мирового чемпиона против трёх-четырёх подростков, вооружённых Тёкэн, известным случаи, когда победы оставалась за подростками.
От повседневного стресса застенчивые и слабые дети могут избавиться и получить достаточно моциона, если будут участвовать в командных матчах Кассэн и Рансэн – в спортивных залах, на площадках, в полях и горах.
Спорт Чанбара помогает подружиться с иностранцами, преодолеть языковой барьер посредством «мягкого как воздух» меча. Играя в Спорт Чанбара, как и в игру под названием «Щёлкнуть шарик» (игра состоит в том, чтобы ударом меча щёлкнуть воздушный шарик, поставленный на шлем), происходит сближение между учителем и учениками, родителями и детьми. Спорт Чанбара помогает подружиться.
Для людей с физическими недостатками проводится множество соревнований, благодаря чему они восстанавливают свою трудоспособность, тренируются и имеют возможность общаться с здоровыми людьми.
Мы привержены делу распространения Спорт Чанбара и стремимся к тому, чтобы инструкторы и игроки, находящиеся в разном состоянии, могли наилучшим образом использовать Спорт Чанбара в зависимости от своего состояния.
Мы продвигаем Спорт Чанбара и для того, чтобы люди могли легко и естественно отдохнуть несмотря на разницу в физическом развитии, возрасте и поле.
Воспитываемые посредством Спорт Чанбара мобилизационная способность и физическая сила взаимосвязаны с разнообразнейшими аспектами и мы уверены, что боевой дух можно естественно развивать в непринуждённой обстановке у людей с разным уровнем физического развития и подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4. Оружие

1)Танто (кинжал) - 40 cm.

 

Оцениваются сильные и точные уколы в корпус, сильные рубящие удары в лицо и вооружённую руку.
2) Кодати (короткий меч) - 60 cm.

 

Оцениваются все сильные и точные удары. Поражение свободной руки оценивается в пол-очка.

3) Тёкэн рётэ (двуручный меч) - 100 cm.
4) Тёкэн free (свободный хват меча) - 100 cm.

 

Тёкэн рётэ: Оцениваются все сильные и точные удары при двуручном хвате.
Тёкэн free: Оцениваются все сильные и точные удары. Поражение свободной руки оценивается в пол-очка.

5) Нито рю (парные мечи):
Кодати + Тёкэн.
Оцениваются все сильные и точные удары.

6) Бо и Дзё (шест и палка) - от 140 до 210 cm.

 

Оцениваются все сильные и точные удары.

7) Яри, Нагината (копьё, алебарда) - 210 cm.

 

Яри: Оцениваются все сильные и точные уколы, а также рубящие удары по ногам.
Нагината: Оцениваются все сильные и точные рубяще-режущие удары.

 

3

8) Татэ кэн (меч и щит)

 

Оцениваются все сильные и точные удары.

9) Для защиты лица используются специальные маски (мэн)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Учебные и мастерские спортивные разряды класс (кю) и параграф (дан) присваиваются на основании результатов экзаменов (с частичным использованием достижений спортсменов в состязаниях) инструкторами в рамках своей компетенции.
          Компетенции иструкторов по присвоению учебных и мастерских спортивных разрядов:

       

Инструктор С класса:
Инструктор В класса:
Инструктор А класса:
Сихан-дай:
Сихан: 

до 3-его учебного разряда (класс, кю) включительно;
до 1-ого учебного разряда (класс, кю) включительно;
до 1-ого мастерского разряда (1-ый параграф, дан) включительно;
до 2-ого мастерского разряда (2-ой параграф, дан) включительно;
до 4-ого мастерского разряда (4-ый параграф, дан) включительно.

Преподавательские степени инструкторА, В, С классов, степени Сихан-дай и Сихан присваиваются инструкторами высших классов на основании прохождения инструкторских курсов соответствующего класса и достижений в воспитании спортсменов.
          Кандидат должен обладать следующим учебным / мастерским спортивнымй разрядом:

 

Инструктор С класса:
Инструктор В класса:
Инструктор А класса:
Сихан-дай:
Сихан: 

не менее разряда 1-ого класса/1-ого параграфа;
не менее мастерского разряда 2-ого параграфа;
не менее мастерского разряда 3-его параграфа;
не менее мастерского разряда 4-ого параграфа;
не менее мастерского разряда 5-ого параграфа.

4.1 Разряды и степени Спочан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

5. Структура занятия, тренировки Спорт Чанбара.

 


Подготовительная часть

Приветствия: Дадзен, дадзен мокусо, мате мокусо.

Разминка:

·       общая – бег (со сменой направления по хлопку, догнать соседа и т.д), прыжки (в движении с поворотом на 180 и 360, перепрыгиваем препятствие, подныриваем под припятствие, кувырок над припятствием) , разминка частей тела, растяжка и т.д.;

·       специальная - вращательные и маховые движения с оружием.

Основная часть:

 отработка стойки и перемещений;

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Кихон Доса
Kodachi, Choken, (обеими руками, свободно), NITO

kiotsuke (стать прямо)

rei (сделать поклон)

kamae-tou (готовность)

men-o-ute (нанести удар по Men)

kote-o-ute (нанести удар по “Kote”)

migikara-do-o-ute (нанести удар по “Do” справа)

hidarikara-asi-o-ute (нанести удар по колену слева)

tsuke (выпад, укол,)

moto-no-ichi (вернуться к исходной линии)

 

Kamae-to (состояние готовности) команда: kamaeto

                                                                                                          6

Виды стоек: Атакующая 1                 Защитная 2                        Атакующая 3

 12 3

отработка ударов;

Нанесение одиночных ударов оружием по воздуху;

 

Men uti (нанесение удара по противникам) команда: menwoute

<примечание: удар наносится в лоб>

Меч держат в позиции chudan

 Произнося “Men”

 

 

 

7

Koteuti (нанести удар по “Kote”), команда: kotewoute. После нанесения удара по “Kote” Kodachi отстоит от туловища примерно на тридцать сантиметров и должна быть параллельна полу. После нанесения удара, немедленно возвращаются в позицию chudan. Произносится “Kote”. Шаг производится аналогично как при “Menuti”.

 

12

 

 

Do uti (удар наносится по “Do” справа), команда: migikaradowoute

Существует два способа нанесения удара по “Do” – справа и слева. (Здесь справа означает относительно себя.) Меч заносится над головой, а острие меча отводится вправо или влево. После нанесения удара, немедленно возвращаются в позицию chudan. Шаг производится аналогично как при “Menuti”. Выражение голосом “Do”.

 

12

 

34

   

 8

 Ashi uti (удар наносится по ноге), команда: hidarikaraashiwoute

12

 

34

Ногу выпрямить и отвести назад, свой центр тяжести перенести на более низкий уровень. Острие меча приопустить. Выражение голосом “Ashi”.

 

      Tsuki (выпад), команда: tsuke

            Выражение голосом “Tsuke”.

 

 

 

 

 

 

 

9

  1. Нанесение одиночных ударов оружием по какому-либо предмету;
  2. Нанесение одиночных ударов оружием по партнеру без противодействия;
  3. Нанесение одиночных ударов оружием по партнеру с противодействием;
  4. Выполнение серии различных ударов по воздуху;
  5. Выполнение серии различных ударов по предмету;
  6. Выполнение серии различных ударов по партнёру без противодействия;
  7. Выполнение серии различных ударов по партнёру с противодействием;
  8. Нанесение ударов с изменением дистанции.
  9.  отработка защитных действий;
  10. Выполнение защитных действий без партнёра.
  11. Выполнение защитных действий с партнёром:

СПОСОБЫ БЛОКИРОВАНИЯ (ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ)

 

При практической отработке оба соперника занимают позицию chudan, оставляя между острием мечей небольшое расстояние.

Приёмы блокирования со всех сторон (непрерывными движениями)

команда: shihogakoiuke – hajime (приступить) – yame (прекратить)

Инструктор стоит лицом к ученику, находясь на соответствующем расстоянии.

Ученик атакует своего партнёра (партнёршу/инструктора) делая шаг вперёд, а инструктор применяет блокировку и отступает на шаг назад.

В приводимой ниже схеме ученик обозначен позицией 1, а инструктор – 2.

1 Uekakoi (приём блокирования мечом над головой)

Номер 1 наносит удар в голову номера 2.

Номер 2 блокирует мечом удар в голову. Uekakoi – приём блокирования мечом над головой.

2 Hidarikakoi (приём блокирования слева) Номер 1 наносит непрерывно удары в левое плечо номера 2. Номер 2 применяет блокирование мечом слева. Hidarikakoi – приём блокирования с левой стороны туловища, головы, шеи и груди.

10

 

3 Migikakoi (приём блокирования справа)

Аналогично, Номер 1 наносит удар по правой стороне туловища номера 2. Номер 2 блокирует мечом правую сторону. Migikakoi – приём блокирования правой стороны корпуса и талии.

4 Shitagakoi (приём блокирования нижней части)

Shitagakoi – приём блокирования удара ногой и выпадов.

Номер 1 наносит удар в корпус номера 2 снизу. Номер 2 блокирует мечом нижнюю часть корпуса. Соперники попеременно отрабатывают этот приём блокировки.

  • оговорённая атака по команде;
  •  оговорённая атака без команды;
  •  неоговорённая одиночная атака по команде;
  •  неоговорённая одиночная атака без команды;
  •  оговорённая атака из нескольких ударов;
  • неоговорённая атака из нескольких ударов.

 

 

 

 

 

11

 

Отработка контратакующих действий;

1. Отработка контратакующих действий без партнёра (в воздухе).
2. Отработка контратакующих действий с партнёром:

  •  контратака на оговорённую одиночную атаку по команде;
  •  контратака на оговорённую одиночную атаку без команды;
  •  контратака на неоговорённую одиночную атаку по команде;
  •  контратака на неоговорённую одиночную атаку без команды;
  •  многократное парное выполнение заданной серии защита + контратака;

12

34

 

 многократное парное выполнение различных серий защита + контратака.

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ УКЛОНЕНИЯ (SABAKI)

 

1 Hikiashi (отвод ноги назад) Номер 1 наносит удар в ногу номера 2. Номер 2 отводит назад ногу, которая была выставлена вперёд.

Этот приём отрабатывают оба соперника попеременно.

 

2 Soriyoke (качание)

Номер 1 наносит удар mawashiuti в левое плечо номера 2 медленным замахом. Номер 2 отводит верхнюю часть корпуса назад, ноги остаются неподвижными. Соперники попеременно отрабатывают этот приём. Здесь следует упомянуть, что SABAKI – означает уклонение за счёт ускоренной работы ног. При этом работа ног производится в естественном соответствии с движением верхней части корпуса.

 

3 Dohikiyoke (втягивание корпуса в себя)

13

Номер 1 делает выпад против номера 2 с прицелом в живот. Номер 2 уклоняется от выпада за счёт втягивания живота, ноги остаются неподвижными. Соперники попеременно отрабатывают этот приём.

 

4 Huseyoke (быстрый наклон)

Номер 1 атакует (sukuiuti) номер 2 и стремится нанести удар в голову. Номер 2 делает «нырок» и уклоняется от атаки, защищая голову приёмом Kodachi. Соперники попеременно отрабатывают этот приём.

5 Ashiage (приподнимание ноги)

Номер 1 наносит удар по выставленной вперёд ноге номера 2. Номер 2 рывком приподнимает ногу и уклоняется от атаки. Соперники попеременно отрабатывают этот приём.

 Обусловленный поединок;

Поединок с ограничением зоны атаки в "статике".
Поединок с ограничением зоны атаки в "динамике".
Поединок с ограничением зоны атаки с несколькими противниками (по типу "каждый за себя").
Поединок с ограничением зоны атаки с несколькими противниками (по типу "один против всех").

 Свободный поединок;

"По кругу" - смена партнёра через промежутки времени.

"На счёт" - набрать определённое количество очков.

"На вылет" – остаётся - победитель.

"Чемпион" - по олимпийской системе.

"Каждый за себя".

"Один против всех".

"Стенка на стенку".

Заключительная часть:

  •  упражнения на развитие внимания, реакции, скорости и т.д.;
  • ритуал завершения тренировки.


 

 

 

14

 

 

 

 

6.Стили боя в Спорт Чанбара.

 

Сравнивая постановочные бои в фильмах или тренировочные комплексы "традиционных боевых искусств" с боями в спочане, некоторые говорят о хаотичности последних. Причины подобного заблуждения следующие: отсутствие опыта свободных боёв, малое количество наблюдений и, главное, поиск порядка и закономерностей не там, где следует.  Если достаточно долго наблюдать за боями одного человека, то становится виден его стиль боя. Стиль может меняться, но происходит это достаточно медленно. Если рассматривать индивидуальные стили, отбрасывая несущественное, то становится очевидной схожесть каждого из них с одним из небольшого количества "чистых" стилей.

В чем польза от знания этих стилей?

·       Встречаясь в бою с кем-либо впервые, можно довольно быстро определить приблизительно его стиль и осмысленно построить бой.

·       Если вы постоянно проигрываете одному и тому же противнику, то изучение проблемы следует начинать с понимания общих характеристик ваших стилей и изобретать "лекарство" исходя из этого.

·       Важно осознавать свой стиль, т. е. уметь смотреть на себя со стороны, замечая наиболее важное - это помогает осознано наращивать мастерство.

Можно выделить 3 основных, "чистых" стиля боя (далее можно считать, что речь идет о бое на кодати или тёкэн). Приведу их с условными названиями и краткими характеристиками.

1) Японский

Назван так по причине некоторой похожести на иайдо (часто - положение меча в стойке такое, будто он в ножнах), и потому что часто наблюдается у японцев.
Характерен стремлением сохранять большую дистанцию, отсутствием соединений мечами. Атака состоит из одного, самое большее двух ударов, причем инерционное движение меча и руки после первого удара служит замахом для второго (из-за чего второй удар сильно детерминирован первым). Часто для сохранения подвижности в стойке и сокрытия момента начала атаки используется постоянное пружинистое подпрыгивание. После атаки идет резкий разрыв дистанции, обычно отскоком. Защита оружием применяется мало, максимум - сбив оружия (похоже на контрудары по руке, попавшие по мечу), сопровождающие основные защитные действия - отскок и уклонения.

2) Венгерский

Название - от защит оружием, клинком направленным вниз, которые называют иногда венгерскими. Характерен преобладанием круговых рубящих движений, в которые, по необходимости, включается парирование ударов или действие на меч противника (сбив, толчок), причем все эти действия не прерывают общее движение оружия (по кругам в различных плоскостях). Отскок обычно используется только для завершения схватки разрывом дистанции, если, например, меч оказывается в таком положении что трудно нанести удар в данном стиле без потери времени на преодоление инерции.

3) Итальянский

Назван так из-за традиции называть школу одноручного колюще-рубящего оружия итальянской. Характерен наличием акцентов, остановок (кимэ) в конце каждого действия мечом. Полный набор ударов и уколов, защитных положений меча, используется отскок и уклонение. Каждое действие мало определяется предыдущим, но обычно выбирается более быстрое, с меньшим перемещением оружия и меньшим поворотом руки.

Стоит отметить, что нет смысла считать эти стили некими ступенями мастерства. Технические составляющие всех трех стилей можно объяснить за одно занятие, но на построение своего стиля уйдёт не меньше года и в результате он может получиться каким угодно. Любой человек, даже впервые взявший в руке кодати или тёкэн, сражается в каком-то стиле вне зависимости от того, занимался он или нет какой-либо разновидностью боя на оружии до этого. Далее происходит оптимизация процесса

 

15

достижения победы с учетом внешних условий и индивидуальных особенностей спортсмена, в результате чего меняется стиль. Сначала это изменение происходит быстро, революционно, затем замедляется, ускоряясь вновь лишь в случае резкого изменения внешних и внутренних условий. Обозначу эти условия:

  • Индивидуальные (внутренние) - связаны с физическими и психологическими кондициями бойца, каким-либо образом классифицировать их дело неблагодарное, но очевидно, что они есть. Эти кондиции спортсмена меняются в процессе тренировок, боёв, с возрастом. Главное здесь то, что даже если есть сознательная мотивация (личная, тренерская) для изменения стиля боя, то без изменения внутренних кондиций не обойтись и это может послужить базой для построения тренировок.
  • Внешние - судейство (что есть победа), соперники (кого надо побеждать), оружие (против чего и с чем побеждать). Важно понимать и принимать принцип "здесь и сейчас" - стиль формируется в процессе приспособления к существующим внешним условиям, а не к тем которые можно помыслить. В какой-то мере можно заранее подготовиться к новым условиям, но без опыта боев в этих условиях любой подготовки будет недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

7. Чанбара-игры с детьми. 

1.               Два противника стоят напротив друг друга (без оружия). Один (водящий) должен назвать и обозначить рукой место нанесения какого-либо удара (мэн, котэ, до, аси). Например, говорит мэн, рукой показывает на голову. Второй человек должен угадать место нанесения «удара», закрыв рукой точку нанесения удара. (Формирования взгляда, концентрации, скорости реакции).

2.     Ведущий говорит детям цифру и действие (например, 1 – удар мэн, 2 – приседание, 3 – прыжок, 4 – блок и т.п.). Потом он говорит в любой последовательности загаданные цифры, дети должны воспроизвести действия. (Внимание, память, концентрация).

3.     «Замедленная съемка». Ведется свободный поединок, но все действия выполняются очень медленно, как при замедленной съемке (Видение нужного момента, развитие комбинативности, стратегии поединка, правильной реакции на удар).

4.     «Дуэль». На одинаковом (значительном) расстоянии от противников лежат два меча. Игроки сидят или лежат спиной к оружию. Задача как можно быстрее добежать до меча и убить противника. Возможно исполнение как варианта игры №10 "Выживание" с большим, соответственно, количеством игроков и мечей, но не более 5, чтобы избежать столкновений. (Стартовая скорость, быстрота оценки ситуации и удара).

5.     «Ниндзя». Водящий обкидывает поролоновыми мячами человека (ниндзя), вооруженного мечами (или мечом). Его задача прокрасться к ведущему и зарубить его. Если мяч попадает в цель, то поражение. (Развитие реакции).

6.     «Полоса препятствий». Дети бегают по кругу, 3 или 4 водящих, вооруженные тёкэнами, стоят в углах зала и наносят удары. Сначала только по ногам (нужно подпрыгнуть), потом по голове – присесть, потом произвольно… Задача бегущих среагировать на удар. (Скорость реагирования, координация).

7.     «Пятнашки». Обычные пятнашки, но у всех в руках оружие, задача водящего нанести удар, задача остальных увернуться либо защититься. Возможна задача: ударом сбить воздушный шарик, прикреплённый на маске.(Развитие реакции).

8.     «Шпионы». Секретно распределяются роли, кто-то шпион-убийца, кто-то король, кто-то убийца, остальные простые «граждане». Кто убийцы знают все, задача всех как можно скорее убить их, кто шпионы и короли не знает никто, если есть угроза жизни можно сразу убивать, если вместо шпиона убиваешь короля, то сразу проигрываешь. Игра заканчивается, когда не остается в живых ни одного шпиона-убийцы и убийцы. Шпионы и убийцы должны убить как можно больше людей. (Внимание, контроль ситуации, большого числа противников, наблюдение за действиями противника с целью выявить его роль, реакция на неожиданные удары).

9.     Оба противника без оружия принимают положение упор лёжа. Можно передвигаться, опираясь на кисти рук и стопы, кто касается пола животом, коленями, локтями, тот проигрывает. Задача уронить противника. (Равновесие, ловкость, координация).

10.  «Выживание». Все становятся по границе прямоугольника, вооруженные кодати. Рэй, Камаэ-то. Один выбегает в центр и начинается бой «каждый за себя». Игрок, получивший удар, немедленно садится. Последний оставшийся в живых – победитель. (Внимание по всем сторонам, дух Спорт Чанбара: честность).

Тренировочные упражнения:

1.     Командные стратегии:

·        две команды, один капитан, выигрывает та команда, где в живых остается капитан;

·        несколько команд, выигрывает команда, в которой остался хоть кто-то в живых;

·        команды по два человека, выигрывает команда, где оба в живых.

17

2.     Парные:

одному разрешено бить, например, только по ногам, второму – корпус (точки нанесения ударов варьируются, голова – руки, ноги – голова и т.п.). (Учит видеть момент для нанесения нужного удара, замечаешь много моментов, когда можно ударить по другим местам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

8. Правила боя Чанбара.

 

  • Продолжительность матча три минуты, предусматривается и дополнительное время – 2 минуты.
  • Если дополнительное время не позволяет решить исход матча, используется другое дополнительное время.
  • Иппон-сёбу – матч, исход которого решается одним зачётным ударом.
  • Самбон-сёбу – матч, исход которого решается игроком, который первым заработает два очка.
  • В иппон-сёбу термин ай-ути означает проигрыш обеих сторон. В самбон-сёбу первый ай-ути даёт одно очко каждой стороне. При втором ай-ути обе стороны проигрывают.
  • В каждой категории соперники вооружены одинаковым оружием.
  • Гранд-чемпион определяется по результатам чемпионатов по каждой категории в турнирном стиле (иппон-сёбу) Тёкэн-фри.
  • Матч проводится на площадке прямоугольной формы шесть на семь метров.
  • Исход каждого матча решает иппон-сёбу. Исход финала решают самбон-сёбу.
  • Когда называют кабаи-тэ (поражение свободной руки), игрок, которого предупредили против кабаи-тэ, должен продолжать матч, но больше не применять свободную руку для защиты.

·       В Тёкэн-рётэ зачётно можно провести только хацу-тати (первый удар) одной рукой до хвата обеими руками. Все дальнейшие удары одной рукой, кроме первого, считаются не допустимыми.

 

8.1 Принципы судейства.


Основная идея Спорт Чанбара заключается в том, что полноценная реалистичность поединка позволяет игрокам самим адекватно принимать решения о победе и поражении. Главная цель поединка состоит в полноценном включении в процесс боя, так что рефери не должен уделять слишком много внимания только результатам. Судья должен быть очень внимательным к позиции игроков, их рвению и искренней гордости, что в большой степени способствует воспитанию правильного характера.

8.2 Советы судьям.

Судьи (рефери) играют важную роль в понимании значимости Спорт Чанбара, что подразумевает осознанную ответственность. Кроме точного судейства, он должен уметь поставить себя на место игрока для вынесения удовлетворительного решения. Судья должен сохранять душевное здоровье, тренироваться в принятии быстрых решений и четко обозначать свои решения специальными сигналами и голосом.

8.3 Зоны атаки:

Нет никакой необходимости ограничивать зоны поражения какими-то специально выделенными зонами. Зона поражения, включающая все тело игрока, заставляет его быть предельно внимательным и сконцентрированным в атаке и защите. Таким образом, все тело является зоной для атаки и задача рефери - в том числе определять эффект наносимых ударов, как если бы они наносились в реальном бою. Техники и сила применения самозащиты должны быть практичными. Практика и состязания нацелены на то, чтобы помочь игрокам улучшить свои качества именно в этом контексте. Спортивное оружие (тёкэн - длинный меч, яри - копьё и т. д.) должны рассматриваться как если бы они реальным оружием либо их современными аналогами навроде стальных труб, чтобы игроки поняли важность серьезного отношения к проводимым состязаниям.

1)     Голова (мэн)

2) Плечи и грудь (ката / до)

19


3) Руки (котэ)
4) Ноги (аси)

8.4 Что нужно запомнить:

1) Состязания проводятся компетентными судьями, строго хранящими безразличие.
2) Судья должен быть способен объяснить принятое им решение наблюдателю.
3) Из-за скорости состязаний, зачастую трудно принять удовлетворительное решение. Поэтому судьи в сложных случаях должны обязательно проводить обсуждение выносимого решения.

 

 

8.5 Правила судейства.

Пункт 1: Судьи должны быть авторизованы Ассоциацией.

 

Пункт 2: В судействе матча принимают участие 3 судьи (рефери) - 1 главный и 2 помощника. В отдельных случаях, могут также использоваться лишь 2 рефери.

 

Пункт 3: Рефери должны следовать следующим предписаниям:
(1) Рефери решают всё, что касается данного конкретного матча. Они используют красный и белый флаги для обозначения своих решений.
(2) Главный судья ответственен за проведение матча, общее и частное, а также объявление решений.
(3) Главный судья и судьи-помощники имеют равные права судейства, и общее решение принимается большинством голосов.
(4) Каждый рефери принимает решения, находясь на определенной заранее позиции по отношению к участникам боя.

 

Пункт 4: Мандат судей.
(1) Судьи поддерживают атмосферу честности и ясности в зале, где проходят состязания.
(2) Судейство проводится в точной и четкой манере.
(3) Ай-учи (обоюдный результативный удар), рассматривается как поражение обоих участников.
(4) Когда один из судей распознал оцениваемый удар, прочие судьи должны также высказать свои мнения: является ли удар оцениваемым, неоцениваемым, ай-учи или судья воздерживается от принятия решения. Когда одинаковое решение принимается двумя судьями, третий может воздержаться от решения.
(5) Судьи соответственно выносят "тюси" (прерывание), если в матче проявляются опасные моменты, неуважение участников друг к другу, либо он длится сверх положенного времени. Данное решение немедленно вступает в силу. Главный судья объявляет "тюси", который затем одобряется судьями-помощниками, и участники матча возвращаются к стартовым линиям для выслушивания окончательного решения.
(6) При распознании нарушения правил, рефери проводят консультации. Главный судья показывает знак нарушения правил. Если нарушение очевидно, консультации могут быть пропущены.
(7) Матч не прерывается, если один из состязающихся падает. В это время также может быть нанесен оцениваемый удар. Если упавший участник в ходе падения получает травму, данное правило не применяется.
(8) Удар по свободной руке (кабаи-тэ) оценивается в пол-очка. Два удара по свободной руке расцениваются как поражение. В случае категории оружия, использующей двуручный хват, однократное поражение любой руки адекватно поражению.
(9) Матч продолжается, если один из состязающихся теряет своё оружие. В это время можно нанести оцениваемый удар.

20


(10) Два выхода за зону боя объявляются поражением.

 

Пункт 5: Форма судей.
(1) Для судей предназначены два комплекта униформы: летний и зимний.
(2) Летний период начинается в конце июня и заканчивается в конце сентября, зимний начинается в начале октября и заканчивается в середине июня. Дата смены униформы объявляется устроителями конвенции.
(3) Зимняя униформа состоит из синего пиджака, белых брюк, белой рубашки и синего галстука, со знаком рефери на левом грудном кармане пиджака. Летняя униформа исключает пиджак, и знак рефери располагается на левой стороне рубашки.

 

Пункт 6: Судьи используют два флага, красный и белый для исполнения судейских полномочий.
(1) Главный судья держит красный флаг в правой руке и белый в левой. Судьи-помощники держат красные флаги в левых руках и белые в правых.
(2) По поводу цвета флага уполномоченного за слежением времени установления отсутствуют.

 

Пункт 7: Продолжительность матча и результаты.
Продолжительность матча составляет 3 минуты.

 

Пункт 8. Все ниже перечисленное относится к нарушениям в правилах:
(1) Действия, нарушающие права человека, оскорбляющие участников, судей, любых, заинтересованных людей, а также нарушающие процесс соревнований.
(2) Обе ноги участника находятся за пределами поля сражения.
(3) Использование любого нерегламентированного оружия.
(4) Любые несправедливые действия.
(5) Жестокие и грубые действия.

 

Пункт 9. Пенальти. Дисквалификации. Штрафы.
(1) Участник, поведение которого будет соответствовать Пункт 9. будет дисквалифицирован. Победа будет засчитана оппоненту.
(2) Любое из действий, соответствующее пункту 9. должно быть четко озвучено, последующее нарушение делает соперника победителем.
(3) Любые действия, соответствующие пункту 9. п./п.(3) - (5) требуют консультации, после которой они будут засчитаны либо, как нарушение, либо последует дисквалификация.

(4) Любое действие, связанное с насилием требует дисквалификации, или же лишение права участия в соревновании, если действия имели высокую степень серьезности.

 

Пункт 10. Травмы.
(1) В случае нанесения травмы, судья немедленно останавливает бой, чтобы оказать должную медицинскую помощь.
(2) Если травма не позволяет продолжать бой, судья присуждает поражение травмированному участнику. Если же травма была нанесена оппонентом, он дисквалифицируется. В этом случае может быть произведена замена игроков.

 

Пункт 11. Возражения. Протесты.
Участник может выдвигать возражения судьям, подняв руку, и попросив провести совещание. Далее участник должен себя вести согласно окончательному решению, принятому судьями.

 

21

Пункт 12. Реальное судейство.

 

 Команды

 Главный судья

 Помощник судьи

 Участник боя

 Начало боя - Хадзимэ

 Команда "Хадзимэ!"; принять основную позицию.

 Принять основную позицию.

 Готовность у стартовой линии.Принять позицию "тюдан" (средний уровень).

 Приостановка боя - Ханарэ или Вакарэ.

 Команда "Ханарэ" или "Вакарэ", оба флага подняты на уровне плечей.

Основная позиция, флаги опущены.

 Сохранять стойку "тюдан" с расстоянием в 1 метр между игроками.

 Приостановление боя - Тюси, Матэ или Ямэ

 Команда "Тюси", "Матэ" или "Ямэ", флажки подняты прямо над головой, затем на исходное положение

Флажки подняты над головой, затем исходное положение.

 Вернуться на линию начала, принять стойку "тюдан".

 Результативный удар - Ёси.

 Команда "Ёси", в это же время поднять руку с флажком на стороне победителя под углом в 45°. Вернуться в исходное положение.

 Поднять руку с флажком на стороне победителя под углом в 45°.

 Вернуться в исходное положение. Вернуться на линию начала Принять стойку "тюдан".

 Названия результативных ударов:
- [Мэн ари] (голова)
-[Катаари] (плечо)
- [До ари] (корпус)
- [Котэ ари] (рука)
- [Аси ари] (нога)
[Хидзи ари] (локоть)
[Хидза ари] (колено)

Поднять флаг под углом в 45°, громко назвать результативный удар. Так, если это был удар "мэн", судья говорит "мэн ари". Судья должен также произнести "сёбу ари" и "ямэ", что означает "бой закончен".

 Поднять флаг на стороне победителя под углом в 45°.

 Стоять в позиции "тюдан".

 Начало Нихоммэ. Команды "Нихоммэ", "хадзимэ".

 Произнести команду "нихоммэ". Для начала боя скомандуйте "хадзимэ", и опустите флажки вниз.

 Делать то же, что и главный судья.

 Занять позицию "тюдан" перед линией начала, начать бой после команды "хадзимэ".

 Пример сёбу (схватка). 1-й бой выиграл игрок на "красной" стороне, затем выиграл игрок на "белой" стороне, Должен быть произведен бой до 3-х очков. Судья произносит команды "сёбу" и "хадзимэ".

 См пункт 6.
Произнести "сёбу" и "хадзимэ".

 См пункт 6.

 См пункт 6.

 Судейство боя до 3-х очков. См пункт 5.

 См пункт 5.

 См пункт 5.

 См пункт 5.

 Завершение боя. Команда ямэ.

 Занять основную позицию. Произнести "ямэ".

 См пункт 5.

 См пункт 5.

 Судейство победы в командном бою (2 очка против 1). Например, выиграла "красная" сторона. Судья произносит "ака но качи" и "ямэ".

 Поднять флаг на выигравшую сторону с позиции главного судьи, показать число победителей. Произнести, например, a"ака но качи", опустить флаг, произнося "ямэ".

 Стоять на одной линии с главным судьей, занять основную позицию.

 

22

 Каждый участник стоит у линии начала, команда лицом против другой команды.

 

 Нарушение правил, дзёгай и т.д (выход за площадку).

 Прервать бой командой "матэ!", оба флага при этом подняты над головой. Принять позицию главного судьи, и объявить штраф игроку, допустившего нарушение правил.

 Занять позицию помощника судьи.

 Вернуться на линию начала. Игрок, допустивший ошибку должен поклониться главному судье и занять позицию "тюдан".

 Нанесение нерезультативного (слабого или скользящего) удара. "асаи", "каруи" и т.д.

 Несколько раз помахать флажками , оставаясь в основной позиции. Можно произнести "асаи, каруи ..."

 См действия главного судьи.

 Продолжать бой.

 Kабаи-тэ.
Свободная рука.

 Остановить бой, занять позицию главного судьи, произнести "кабаи-тэ ари", Если остановка боя не принципиальна, бой можно продолжать, произнеся только "кабаи-тэ ари".

 Занять позицию помощника судьи.

 Занять исходное положение у линии начала.

 Фусэнсё (незаслуженная победа).

 Произнести фусэнсё, подняв флаг на сторону победителя.

 Занять основную позицию.

 Стоять на линии начала в стойке "тюдан", вложить меч в ножны, поклон.

 Ай-ути. Матэ, ай-ути, ямэ.

 Бой останавливается, судья поднимает флажки вверх над головой, произносит "матэ", возвращают игроков на линию начала, произносит "ай-ути". При окончании боя произносится команда "ямэ".

 Произнести "ай-ути", увидев его. Принять исходное положение.

 Принять позицию "тюдан". Вложить меч в ножны, поклон.

 

Пункт 13. Инспектор.
На каждый официальный бой назначается инспектор, который наблюдает за безопасностью и честностью боя. Он должен быстро и точно отвечать на вопросы участников, а также наблюдать за точностью судейства, и поправлять неточные решения. Инспектор не должен колебаться в точности принятого решения, даже в том случае, когда большинство из судей склоняются к другому варианту. Он также должен наблюдать за психологией участников, и общаться с ними в тех случаях, когда это необходимо. Таким образом, решения Инспектора должны быть справедливыми, беспристрастными и объяснимыми.

 

Пункт 14. Поклоны.
(1). Поклон совершают участники при подходе к зоне соревнования.
(2). Поклон совершается в сторону главных лиц.
(3) Поклон между участниками и судьями

 

Пункт 15. Порядок судейства.
(1) Поклон под руководством главного судьи. После команды "Дзёсэки-ни-рэй" все поворачиваются в сторону главных лиц и кланяются.

23


После команды "Сого-ни-рэй" участники смотрят друг на друга и кланяются.

(2) Начало боя. Команда "хадзимэ" - начали!, произносится при начале или после возобновления боя.
Команда "хадзимэ" произносится при занятии основной позиции, пятки вместе. Во время матча позиция может измениться на "ноги на ширине плеч".

(3) Сигналы для ударов, имеющих силу и нет.

  • Удары, имеющие силу - поднять флаг под углом в 45°.
  • Удары, которые не зачитываются - помахать перед собой несколько раз флажками из стороны в сторону.
  • Воздержание
  • "Ай-ути", взаимное поражение.

(4) Временная остановка боя.
Произнести команду "тюси", произвести необходимые действия, по причине которых был остановлен бой, далее с опущенными флажками вниз произнести команду "хадзимэ".

(5) Приостановка боя.
Произнести команду "вакарэ". Установить кончики мечей на расстоянии 1 метр, произнести команду "хадзимэ".

(6) Консультирование.
Произнести команду "матэ" - стоп!, назвать допущенную ошибку, далее произнести команду "хадзимэ".

(7) Нарушение правил игры
Произнести команду "матэ" - стоп!, озвучить тип нарушения, произнести команду "хадзимэ".

(8) Победа за счет нарушения правил игры оппонентом.
Произнести команду "тюси" (стоп), далее "Хансоку никай" (второе нарушение), далее "Ака, хансоку-гати" (победа "красной" стороны).

(9) Продолжение.
"Тюси", далее "Энтё хадзимэ" - продолжаем бой.

(10) Принятие решения во время схватки ("сёбу") и начало 2-ого раунда ("нихом-мэ")
Произнести команду "ёси" (есть!), отправить участников боя к началу линии состязания. Произнести "Мэн ари", далее "нихом-мэ хадзимэ" (начало 2-ого раунда).
Если каждая сторона набрала по 1 очку ("иппон", произнесите команду "сёбу хадзимэ" (начало 3-й схватки). Когда схватка закончена произнесите команду "сёбу ари" и "ямэ".

"Aй-ути" - взаимное поражение.
Произнести команду "матэ" (стоп), затем "Aй-ути", затем "Ямэ" (бой закончен) или "Сёбу хадзимэ" (начинаем 2-ой раунд).

Частичный пересмотр правил (согласно 01.09.1989)
В соответствии с повышением духа соперничества, "aiuchi" не являлись поводом для остановки боя. Однако, это было сигналом к запуску ряда проблем. "Aiuchi" приводит к поражению обеих сторон. С целью развития техник самообороны, чтобы избегать травм, "aiuchi" должно рассматриваться как поражение обеих сторон. Таким образом, судьи должны отдать команду, чтобы участники заняли позиции у линии начала боя, и объявить завершение боя, произнеся команду "aiuchi". Во время "sambon - shobu" (3-я схватка) обе стороны теряют по 1 очку. Если происходит еще одно "aiuchi", обе стороны теряют второе очко. Если у какой-либо из сторон уже было 1 очко, "aiuchi" приносит ему победу.


Положения судейских флажков.
- Способ складывания флажков. Сложить один флажок в другой таким образом, чтобы красный всегда был сверху.
- Способ держания флажков. Придерживать указательным пальцем на рукоятке флажка, с тем чтобы судья мог правильно его поднимать, и флаг не спадает.
- Нечеткий сигнал. Флаг должен быть виден, его направление вверх над плечом.

24


Пункт 16. Судейство.
Решение принимается большинством голосов.

 

Пункт 17. Поклоны, которые положено совершать в начале и в завершении боя, а также позиции судей.
Как только участники занимают позицию у линии начала, главный судья произносит команду "joseki" [дзёсэки], участники поворачивают голову в сторону joseki-sen (место главных лиц), сопровождаемые командой "keirei" [кэйрэй]. Затем участники поворачиваются лицом друг к другу по команде "tagai ni" [тагай ни] (друг к другу), и далее после команды "rei" [рэй] (поклон). После, главный судья делает 1 шаг назад и совершает поклоны с остальными 3-мя судьями, произнося при этом "sogorei" [сого-рэй]. Судьи-помощники занимают свои позиции по команде "kakeashi" [какэаси] и "maware-migi" [маварэ-миги].

 

Пункт 18. Положение участника в начале схватки.
В начале схватки участник стоит в стойке "chudan" [тюдан] (средний уровень) одной (или обеими) ногой за линией начала.

 

Пункт 19. Смена групп судей.
(1) Одно поле боя требует наличия 6 судей, которые поделены на 2 группы.
(2) Каждая группа может судить не более 9 (девяти) индивидуальных боев, или не более 3 (трех) командных.
(3) Смена главного судьи происходит после трех индивидуальных боев, или после каждого командного состязания.
(4) Смена судей происходит по часовой стрелке.
(5) Примеры смены групп судей:
- группа 1 поворачивается на 90°.
- группы 1 и 2 кланяются друг другу.
- группа 1 вручает флажки группе 2.
- группа 1 поворачивается направо и уходит с возгласом "migi muke migi" [миги мукэ миги] и "mae e susume" [маэ э сусумэ].
- группа 2 делает шаг вперед и принимает ответственность судейства.

 

Пункт 20. Распределение судейских флажков главным судьей.
Перед началом соревнований, каждый главный судья получает от верховного судьи флажки для своего участка соревнований. Главный судья подходит к head судье с возгласом "kakeashi" [какэаси], останавливается на расстоянии 3 шагов от него и делает поклон. Затем каждый судья получает свернутые флажки в правую руку, придерживает их левой рукой, затем опускает руки вниз. После поклона head судье, они поворачиваются на 90° и обратно и возгасами "maware migi" и "kakeashi", затем распределяют флажки между помощниками судей. Далее они подходят к своим местам лицом к полю сражения с возгласом "maware migi" (что касается сдачи флажков, совершите эти действия в обратном порядке).

 

Пункт 21. Территория для судей.
Правилами подразумевается, что судьи и помощники судей стоят в "треугольном" порядке. Время от времени это может нарушаться активными перемещениями соревнующихся, но помощники судьи должны придерживаться треугольника, следуя движениям главного судьи. Главному судье позволено перемещаться до середины каждой линии начала.

 

 

25

Пункт 22. Удары.
Следующие части являются зачетными зонами.


(1). Men. [мэн], удар выше шеи.
(2). Kata. [ката], удар ниже шеи и верхние части рук (выше локтей).
(3). Do. [до], удар по груди, животу, и прилегающим сторонам.
(4).Kote. [котэ], удар по рукам, включая пальцы. Оба котэ действительны в двуручном хвате.
(5). Ashi. [аси], удар от коленей и ниже до щиколоток. Оба аши действительны. Что касается зоны бедер и спины, все зависит от эффективности удара.
(6). Все другие зоны, которые возможно отнести к зачетным.

Пункт 23. Зона соревнований.
(1) Зона для соревнований должна представлять собой плоский прямоугольник 6 на 9 метров с каждой стороны, включая линии границ участка.
(2) Расстояние в 1,5 или более метров должно существовать между каждым участком для соревнований. Граница определяется белой полосой шириной 5 на 10 см. Каждая линия начала находится на расстоянии 1,5 метров от середины площади для соревнования, таким образом между линиями начала должно быть расстояние в 3 метра.
(3) Устроителю соревнований позволено делать некоторые изменения в поле боя, такие как: количество соревнующихся или размер поля боя.
(4) "Красная" сторона игроков всегда располагается справа, "Белые" всегда слева, лицом к joseki.

 

Пункт 24. Квалификация судьи.
Судьи должны быть официально зарегистрированы в Международной Федерации.
(1) Квалифицированные судьи подразделяются на следующие категории:
- официальные и полу-официальные судьи в kodachi-подразделениях. (Сюда включаются tanto и kodachi длиной менее 60см.).
- официальные и полу-официальные судьи в goshin-kendo-подразделениях. (choken и nito длиной менее 100см.).
- официальные и полу-официальные судьи в ishu-подразделениях. (bo, yari и naginata длиной более 210см.).
(2) Соревнования официального уровня, такие как региональные, международные, а также некоторые другие первенства должны судиться главным судьей и помощниками судей, которые официально зарегистрированы в Федерации.
(3) Квалификация официального судьи выдается только тем, кто успешно сдал экзамен на это звание. Перед тем, как получить это звание, необходима практика как минимум 1 года в звании полу-официального судьи.
(4) Квалификация полу-официального судьи присуждается тем, кто успешно сдал экзамен на это звание. Должны соблюдаться следующие требования: аттестующийся не должен быть моложе 20 лет, обладать степенями Федерации.
(5) Экзаменация судей.
Судьи должны специализироваться в судейских правилах и техниках, знать правила состязаний, должны быть честными и беспристрастными в судействе. Для того, чтобы получить квалификацию необходимо сдать как минимум 80% письменного и устного экзаменов.
(6) Международные судьи.
В связи с развитием Спорт Чанбара во многих странах мира, возникла необходимость в подготовке международных судей. Международные судьи выбираются на международные соревнования из числа судей от каждой участвующей стороны.

 

 

 

26

Пункт 25. Предписание по улучшению судейских техник.
Для поддержания и улучшения судейского уровня, судьи должны проходить специальные судейские семинары, проводимые Федерацией, как минимум каждые 3 года.

 

Пункт 26. Замена судейского удостоверения.
Удостоверение судьи действительно на протяжении определенного периода времени. По истечении этого срока судья должен заменить его.

 

Пункт 27. Дисквалификация судьи.
(1). Судья дисквалифицируется, если вовремя не заменил истекшее удостоверение.
(2). Все, ушедшие из Федерации, автоматически дисквалифицируются и как судьи.

 

8.6 Напоминание для судей.


Высоко квалифицированный рефери судит быстро и точно, принимая во внимание эффективность и силу каждого удара. Тем не менее, никто не может быть абсолютно уверен в правильности выносимых решений. Согласно современным правилам, судьей может стать претендующий, набравший 80 из 100 очков во время технического экзамена. Это значит, что из 10 решений, только 2 могут оказаться неверными. Решения могут быть разными, в зависимости от места положения судьи, от угла наблюдения, от эффекта удара, а также от чувства судейского ритма.

Причиной неточности судейства может быть:

·       судья не уловил удар из-за быстрых перемещений игроков.

·       судья сконцентрировался только на одном из участников.

·       участие в большом турнире сильно взволновало судью.

·       невозможность наблюдать за техниками и логикой самых младших участников соревнований.


Максимум усилий должно быть положено с тем, чтобы избегать описанных выше ситуаций.
Участник, которого неправильно судили не должен расстраиваться. Не бывает совершенного судейства. Обе стороны (участник и судья) должны быть гибкими, с тем чтобы прийти к общему решению.
Может быть такая ситуация, когда судья решает, что удар был точный и сильный, в то время, как участник с этим не согласен. Такая ситуация должна быть разрешена честным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодати кихон доса

 

Внимание! Поклон!

  

 

 

Меч - в позицию!

 

 

По голове - бей!

 

 

По руке - бей!

 

 

По телу справа - бей!

 

 

По ноге слева - бей!

 

 

Коли!

 

 

Вернуться на исходную позицию

             

 

 

Меч - в ножны! Поклон!

   

 

 

 

 

 

 

Нито рю Кихон доса

 

 

Внимание! Поклон!

 

    

 

 

Мечи - в позицию!

 

 

По голове - бей!

 

 

По рукам - бей!

 

 

По телу - бей!

 

 

По ногам - бей!

 

 

Коли!

 

 

Вернуться к началу!

                  

 

 

Мечи - к себе! Поклон!

 

 

 

 

Яри кихон доса

 

 

Внимание! Поклон!

 

 

 

 

Копьё - в позицию!

 

 

 

В корпус - коли!

 

 

 

В голову - коли!

 

 

 

Ноги - коси!

 

 

 

К началу!

                     

 

 

 

Копьё - к себе! Поклон!

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Бо кихон-доса

 

 

Внимание! Поклон!

 

 

 

Оружие - в позицию!

 

 

По голове - бей!

 

 

По руке - бей!

 

 

 

По телу - бей!

 

 

По ноге - бей!

 

 

Коли!

 

 

К началу!

                      

 

 

Шест - к себе! Поклон!